Широко известна история о том, как Сталин, якобы впечатлённый трансляцией 23 концерта Моцарта в исполнении Юдиной, позвонил в Радиокомитет узнать, кто исполнитель и есть ли пластинка. Сталину не посмели ответить "нет", и среди ночи в студию привезли Юдину, собрали оркестр и в течение ночи, сменив трёх дирижеров, - двое первых оказались не в состоянии работать от волнения, - записали концерт, и утром на столе у Сталина лежала пластинка. В ответ пианистке был якобы передан конверт с 20000 рублей, которую Мария Вениаминовна пожертвовала своей церкви, о чем и сообщила Сталину, поблагодарив и прибавив, что будет молиться за грехи того перед народом и страной.
Необходимо сказать, что достоверность этой истории сомнительна по разным причинам: и той, что мстительный Сталин уничтожал людей и за меньшее, и той, что 23-й концерт Моцарта никак не уместить в 8 минут - максимальную длительность пластинки эпохи 78 об/мин, т.е. пластинок должно бы фигурировать минимум 3, и той, что детали этой истории, в которую должны бы были быть вовлечены несколько десятков людей, известны, насколько я понимаю, исключительно из книги "Свидетельство" С. Волкова, соответствие содержащихся в которой записей автора своих бесед с Д. Шостаковичем подлинным словам Дмитрия Дмитриевича у многих вызвало сомнения, - прежде всего у Ирины Шостакович, вдовы композитора. Приведённые в книге отзывы Шостаковича о Юдиной (как и о большинстве прочих современников), хотя и не противоречили её образу бескорыстного импульсивного истово верующего человека, но носили характер раздражённого брюзжания, что довольно странно в отношении друга, с которым был знаком более полувека и которого совсем недавно похоронил. Нельзя не упомянуть и поразительную схожесть этих воспоминаний с мнением самого С. Волкова о М. Юдиной, с которой ему доводилось общаться лично: "Она была точно юродивая и немного (по Пушкину) самозванка в искусстве".
Кшиштоф Мейер в своей биографии Д. Шостаковича, опубликованной в 1995 году, приводит эту же историю в интерпретации А. Шниттке. Похоже, что это - всё та же история из нашумевшей книги Волкова, уже перешедшая в разряд фольклора и обросшая новыми подробностями. В этой версии Юдина сама выбирала дирижёра, а человек, передавший Сталину её письмо, уже имел при себе приказ о ликвидации Юдиной. Опять же, непонятно, откуда известно, что за приказ он имел при себе и как он мог знать содержание письма, адресованного Сталину (иначе к чему готовить подобный приказ?).
История про выпуск концерта в одном экземпляре абсурдна - если САМ благоволил к исполнительнице, то, раз уж запись была сделана, то почему её следы бесследно исчезают вне рамок этой истории? Иногда это объясняют тем, что на самом деле описываемые события происходили в 1948 году - ибо запись 1948 года с Александром Гауком известна и сохранилась, и даже приумножилась, потому что, в свете истории с "пластинкой для Сталина", в интернете её теперь порой ничтоже сумнящеся датируют 1943 годом. Но тогда теряют смысл "деньги в конверте", что хоть как-то имеет смысл в 1943-1944 годах, когда Сталинская Премия не присуждалась. К слову, история про Сталинскую Премию, якобы полученную Юдиной - совсем уж очевидная несуразица, нужно ли говорить, что имена всех её лауреатов известны, да и её получение строго регламентировалось, и "конверт" не имел к этому никакого отношения. В довершение ко всему, 1948 год - не самое логичное время для знаков благоволения властей к Марии Вениаминовне: набирала обороты травля Пастернака, а в Ленинграде именно в доме Юдиной он 6 февраля 1947 года читал главы из "Доктора Живаго". Как раз в часы этих чтений в снежную ночь, по пути на которые пробивающийся сквозь метель поэт с трудом нашёл нужный дом по горевшей в окне свече, родились строки Бориса Пастернака:
"Мело, мело по всей земле.
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела."
Увы, я склонен считать историю про "пластинку для Сталина" байкой, анекдотом, шуткой - вполне возможно действительно, хоть и неизвестно, в каком контексте, озвученной Д.Шостаковичем, и впоследствии зажившей такой бурной жизнью, возможно, потому, что в портретах палачей и тиранов даже самый предубеждённый взгляд пытается найти что-то человеческое.
В вопросе же о том, как М.В. Юдина избежала ареста, больше света проливает не эта прекрасная апокрифическая история, а мемуары Валентины Ямпольской, относящиеся к времени её преследования за религиозные убеждения в начале 1930-х: "...Вспоминается одна из откровенных бесед следователя. Тогда большой популярностью пользовалась талантливая пианистка Мария Вениаминовна Юдина, которая в своих высказываниях была очень несдержанна. Почему-то следователь заговорил о ней и, возмущаясь ее поведением, сказал: «Она хочет, чтобы мы ее арестовали, чтобы предстать мученицей в глазах Западной Европы, а вот мы ее и не арестуем»". То есть задолго до истории с записью Моцарта, истинной или нет, действительно уже был приказ "сверху" оставить её на свободе.