В 1968 году Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Владислав Мисевич работали в Белорусской государственной Филармонии. Эта организация объединяла ряд эстрадных коллективов, в том числе такие как "Орбита-67" и "Лявониха". Эти коллективы аккомпанировали популярным музыкантам или исполняли собственные номера - например, ревю "Лявониха", кроме аккомпанимента певцу Эдуарду Мицулю, выступало и с танцевальными номерами, и даже, после появления в коллективе жены Владимира Мулявина Людмилы Кармальской - с художественным свистом: то есть это не был инструментальный ансамбль, это была многожанровая эстрадная концертная бригада.
Однажды "Лявониха" приехала в Москву на запланированные съемки в Останкино для телевидения, после чего предполагалась ещё и запись их пластинки на "Мелодии".
Но редакторы столкнулись с тем, что записывать на пластинку ... некого: танцы-свисты не годились, а Эдуард Мицуль отсутствовал - по воспоминаниям Владислава Мисевича "уехал на какую-то рыбалку". Слово очевидцу событий Владиславу Мисевичу:
"Короче, записали нас с песней "Ты мне весной приснилась", потом мы каким-то девчонкам-солисткам из бригады аккомпанировали, потом нашу инструменталку записали… А как назвать вас, спросили нас редакторы на «Мелодии». Ну, подумали мы, ревю «Лявониха», пускай мы будем «Лявоны». Придумать же надо было быстро. Вот это и была наша первая пластинка с названием «Нарочанка»...
И, уже имея на руках пластинку, мы поставили вопрос перед руководством филармонии: надо доплачивать нам за вокал, мы не просто аккомпаниаторы. И на 1 сентября 1969 года было назначено прослушивание. Нас прослушали, дали право сольного отделения и самое главное - разрешили называться вокально-инструментальным ансамблем. И ставку нам подняли с шести рублей до семи"
Александр Демешко говорит, что название "Лявоны" возникло ещё раньше:
"...После дембеля, пригласив еще нескольких музыкантов, создали ансамбль «Лявоны». Это словечко в переводе на русский означает Иваны. Мы специально выбрали такое название, чтобы залезть под официальную крышу свистунам и плясунам из музыкального ревю «Лявониха» Белорусской филармонии. Жить нам было негде, и мы выпросили в минском управлении культуры пятикоечную комнату в общаге. Эх, молодость! Чего только в этой комнатухе мы с девками не вытворяли!"
Наглость молодых музыкантов вызвала изрядный скандал - в те времена и более именитые персоны пластинок ждали годами, да и не принято было высовываться без предварительного согласования со всеми инстанциями, тем более со своими идеями о стилях и репертуаре. От этого и до крамолы недалеко! То, что художественный свист в 1969 году, когда даже The Beatles уже практически были Историей, есть вещь фантастически архаичная, никого не волновало. Кроме самих музыкантов, разумеется.
Но главное было сделано - волшебное звание ВИА, разрешающее профессиональную деятельность в качестве самостоятельного коллектива с самостоятельным репертуаром, было получено! Руководителям ансамбля был избран Владимир Мулявин.
Лявоны с энтузиазмом взялись за работу: два года концертов по белорусским городам и деревням, работа без отпусков в надежде заработать на аппаратуру, а главное - не только каверы Битлз и Тома Джонса, но и оригинальные песни в репертуаре, несмотря на сопротивление чиновников, запрещавших то одну песню, то другую.
В 1970 году ансамбль принял участие в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве (В одном из интервью Владимир Мулявин говорит: "нелегально поехали в Москву - аккомпанирующей группой"). Конкурс застал ансамбль врасплох: своей аппаратуры всё ещё не было, и название явно требовало замены на более интернациональное, о чем намекнули и из Министерства культуры. Среди рассмотренных и отвергнутых нвзваний были "Полесские зубры", "Молодые голоса". Подходящее название, нашёл, перелистывая Янку Купалу, бас-гитарист ансамбля Леонид Тышко: "Песняры".
Конкурс принёс оглушительный успех: ансамбль с песнями "Ой, рана на Івана", "Хатынь", "Ты мне вясною прыснілася", "Аве Мария" разделил второе место со Львом Лещенко. Вспоминает Владимир Николаев, видевший их выступление тогда ещё в качестве зрителя:
"Это было что-то невероятное! После первой их песни зал замер и словно окаменел. Не то что аплодисментов - не было ни одного хлопка! Артисты растерянно смотрели со сцены, а зрители - на них. Так продолжалось несколько бесконечных секунд. А потом зал взорвался таким громом, какого стены Театра эстрады не слышали, наверное, никогда. Это было всеобщее потрясение!
"Песняры" спели три песни, и каждая была открытием. Их долго не отпускали со сцены..."
Хотя Песняры с их абсолютно новым для нашей эстрады звучанием были очевидными лидерами конкурса, чиновники от культуры не рискнули на мероприятии, посвящённом столетию В.И.Ленина, отдать первенство явлению новому и чуждому советскому формату "певец + оркестр", да ещё и не русскоязычному, и первое место в итоге не было присуждено никому. "Песняры" были одними из самых первых получивших широкую известность советских ВИА, и это наряду с достоинствами имело и серьёзные недостатки в смысле повышенной настороженности со стороны официоза.
"Нам тогда после победы премию дали - тысячу рублей, кажется… Но тогда было принято все в Фонд мира перечислять, пришлось перечислить. Потом еще у нас была премия Ленинского комсомола, мы ее вместе с покойным Олегом Янковским получали, опять в Фонд мира перечислили пару тысяч" (в этом месте, по словам корреспондента КП, бравшего цитируемое интервью, Владислав Мисевич непечатно выругался).