Нам нужна ваша помощь
APATRID.RU
en
Чувствовать, что ты нужен людям, - разве не в этом счастье артиста и человека? (Л. Утесов)

Песняры — истоки.

©Apatrid.ru

В 1968 году Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Владислав Мисевич работали в Белорусской государственной Филармонии. Эта организация объединяла ряд эстрадных коллективов, в том числе такие как "Орбита-67" и "Лявониха". Эти коллективы аккомпанировали популярным музыкантам или исполняли собственные номера - например, ревю "Лявониха", кроме аккомпанимента певцу Эдуарду Мицулю, выступало и с танцевальными номерами, и даже, после появления в коллективе жены Владимира Мулявина Людмилы Кармальской - с художественным свистом: то есть это не был инструментальный ансамбль, это была многожанровая эстрадная концертная бригада.

Однажды "Лявониха" приехала в Москву на запланированные съемки в Останкино для телевидения, после чего предполагалась ещё и запись их пластинки на "Мелодии".
Но редакторы столкнулись с тем, что записывать на пластинку ... некого: танцы-свисты не годились, а Эдуард Мицуль отсутствовал - по воспоминаниям Владислава Мисевича "уехал на какую-то рыбалку". Слово очевидцу событий Владиславу Мисевичу:

"Короче, записали нас с песней "Ты мне весной приснилась", потом мы каким-то девчонкам-солисткам из бригады аккомпанировали, потом нашу инструменталку записали… А как назвать вас, спросили нас редакторы на «Мелодии». Ну, подумали мы, ревю «Лявониха», пускай мы будем «Лявоны». Придумать же надо было быстро. Вот это и была наша первая пластинка с названием «Нарочанка»...

И, уже имея на руках пластинку, мы поставили вопрос перед руководством филармонии: надо доплачивать нам за вокал, мы не просто аккомпаниаторы. И на 1 сентября 1969 года было назначено прослушивание. Нас прослушали, дали право сольного отделения и самое главное - разрешили называться вокально-инструментальным ансамблем. И ставку нам подняли с шести рублей до семи"

Александр Демешко говорит, что название "Лявоны" возникло ещё раньше:
"...После дембеля, пригласив еще нескольких музыкантов, создали ансамбль «Лявоны». Это словечко в переводе на русский означает Иваны. Мы специально выбрали такое название, чтобы залезть под официальную крышу свистунам и плясунам из музыкального ревю «Лявониха» Белорусской филармонии. Жить нам было негде, и мы выпросили в минском управлении культуры пятикоечную комнату в общаге. Эх, молодость! Чего только в этой комнатухе мы с девками не вытворяли!"

Наглость молодых музыкантов вызвала изрядный скандал - в те времена и более именитые персоны пластинок ждали годами, да и не принято было высовываться без предварительного согласования со всеми инстанциями, тем более со своими идеями о стилях и репертуаре. От этого и до крамолы недалеко! То, что художественный свист в 1969 году, когда даже The Beatles уже практически были Историей, есть вещь фантастически архаичная, никого не волновало. Кроме самих музыкантов, разумеется.

Но главное было сделано - волшебное звание ВИА, разрешающее профессиональную деятельность в качестве самостоятельного коллектива с самостоятельным репертуаром, было получено! Руководителям ансамбля был избран Владимир Мулявин.

Лявоны с энтузиазмом взялись за работу: два года концертов по белорусским городам и деревням, работа без отпусков в надежде заработать на аппаратуру, а главное - не только каверы Битлз и Тома Джонса, но и оригинальные песни в репертуаре, несмотря на сопротивление чиновников, запрещавших то одну песню, то другую.

В 1970 году ансамбль принял участие в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве (В одном из интервью Владимир Мулявин говорит: "нелегально поехали в Москву - аккомпанирующей группой"). Конкурс застал ансамбль врасплох: своей аппаратуры всё ещё не было, и название явно требовало замены на более интернациональное, о чем намекнули и из Министерства культуры. Среди рассмотренных и отвергнутых нвзваний были "Полесские зубры", "Молодые голоса". Подходящее название, нашёл, перелистывая Янку Купалу, бас-гитарист ансамбля Леонид Тышко: "Песняры".

Конкурс принёс оглушительный успех: ансамбль с песнями "Ой, рана на Івана", "Хатынь", "Ты мне вясною прыснілася", "Аве Мария" разделил второе место со Львом Лещенко. Вспоминает Владимир Николаев, видевший их выступление тогда ещё в качестве зрителя:
"Это было что-то невероятное! После первой их песни зал замер и словно окаменел. Не то что аплодисментов - не было ни одного хлопка! Артисты растерянно смотрели со сцены, а зрители - на них. Так продолжалось несколько бесконечных секунд. А потом зал взорвался таким громом, какого стены Театра эстрады не слышали, наверное, никогда. Это было всеобщее потрясение!
"Песняры" спели три песни, и каждая была открытием. Их долго не отпускали со сцены..."

Хотя Песняры с их абсолютно новым для нашей эстрады звучанием были очевидными лидерами конкурса, чиновники от культуры не рискнули на мероприятии, посвящённом столетию В.И.Ленина, отдать первенство явлению новому и чуждому советскому формату "певец + оркестр", да ещё и не русскоязычному, и первое место в итоге не было присуждено никому. "Песняры" были одними из самых первых получивших широкую известность советских ВИА, и это наряду с достоинствами имело и серьёзные недостатки в смысле повышенной настороженности со стороны официоза.

"Нам тогда после победы премию дали - тысячу рублей, кажется… Но тогда было принято все в Фонд мира перечислять, пришлось перечислить. Потом еще у нас была премия Ленинского комсомола, мы ее вместе с покойным Олегом Янковским получали, опять в Фонд мира перечислили пару тысяч" (в этом месте, по словам корреспондента КП, бравшего цитируемое интервью, Владислав Мисевич непечатно выругался).

Песняры
Мисевич Владислав Людвигович
Мулявин Владимир Георгиевич
Тышко Леонид Борисович


Ещё статьи:
Песняры — слава.