Нам нужна ваша помощь
APATRID.RU
en
Чувствовать, что ты нужен людям, - разве не в этом счастье артиста и человека? (Л. Утесов)

Словарь

Апатрид (здесь) — гражданин государства, прекратившего своё существование

ВИА — "вокально-инструментальные ансамбли" возникли в СССР середины 1960х как альтернатива феномену западных бит и рок-групп. Статус ВИА утверждался властями и позволял профессионально выступать и записываться для радио, телевидения и пластинок. Музыкально ВИА тяготели к биг-биту, к легкой музыке с духовой секцией, исполняемой большим составом. С ослаблением запретов в отношении современной рок и поп-музыки в СССР к началу 1980х появились коллективы, играющие в современных жанрах и не использующие название "ВИА", и через несколько лет "вокально-инструментальные ансамбли" стали анахронизмом.

ГОСТ — ГОсударственный СТандарт. Производство пластинок регламентировалось соответствующим стандартом и отметка ГОСТа на пластинке подтверждала соответствие продукции текущим нормативным требованиям. На пластинках начал указываться с 1950 года, возможные варианты: 5289-50, 5289-56, 5289-61, 5289-68, 5289-73, 5289-80, 5289-88. Наличие ГОСТа на пластинках удобно возможностью приблизительно датировать время издания пластинки. Например, пластинка с отметкой Гост 5289-68 была выпущена в период 1968-1974гг. Этикетки с новым ГОСТом могли появляться на пластинках с некоторой задержкой. Так, пластинка, по нумерации относящаяся к 1974 году, может встречаться и с ГОСТ 5289-68 на этикетке.

Завод — с основанием фирмы грамзаписи Мелодия в 1964 году производство пластинок в СССР было монополизировано и осуществлялось на семи (после закрытия Бакинского завода - шести) предприятиях: ВСГ - Всесоюзная студия грамзаписи, имевшая собственные мощности по производству пластинок (с 1978 года - Московский опытный завод грампластинок), Апрелевский завод, Ленинградский завод, Рижский завод (Латвия), Ташкентский завод (Узбекистан), Тбилисский завод (Грузия), Бакинский завод (Азербайджан).

Заказ — номер заказа на печать полиграфической продукции в типографии. Иногда проставлялся внизу на обратной стороне конвертов фирмы Мелодия. Помогает различить разные тиражи в пределах одного года.

Звуковые письма — пластинки, которые обычно продавались в комплекте с почтовым конвертом и были предназначены использоваться прежде всего в качестве музыкального привета друзьям и родственникам. Часто на такую пластинку можно было записать и собственный голос.
Звуковые письма

Подписано в печать — дата утверждения макета обложки в печать иногда указывалась внизу на обратной стороне конвертов фирмы Мелодия. Конверты с разными датами печати могли, тем не менее, содержать ничем не отличающиеся пластинки.

СМ — ввиду низкого качества отечественных проигрывателей и неспособности промышленности наладить выпуск современных игл и тонармов, Мелодия придумала ограничивать вертикальную составляющую колебаний при изготовлении пластинок. Такие пластинки имели индекс СМ. К середине 1970х в магазинах появились качественные советские проигрыватели и данное ограничение потеряло актуальность.

Тираж — иногда проставлялся внизу на обратной стороне конвертов фирмы Мелодия. Обратите внимание, что для стандартных конвертов, имя исполнителя на которые допечатывалось отдельно, информация о тираже может относиться только к заготовке конверта и не отражать тираж самой пластинки.

ТУ — Технические Условия. Предназначенные на экспорт советские пластинки в 1970х выпускались не в соответствии с ГОСТ, а в соответствии с ТУ, о чем и свидетельствовало указание на этикетке. Возможно, это делалось для того, чтобы соответствовать зарубежным стандартам - например, не использовать "ограничение вертикальной составляющей" или соблюдать кривую RIAA.

Также ТУ фигурируют на изданиях 1950х годов: до введения в действие ГОСТов и какое-то время после их введения, когда некоторые предприятия ещё не привели свой технологический процесс в соответствии с новыми требованиями.

Организация материалов на сайте

Двусмысленности, разночтения, особенности оговариваются в описании соответствующего наименования или издания.
Название альбома — указание названия альбома дано в следующем порядке по убыванию приоритета:
  1. Название альбома, указанное на пластинке или конверте хотя бы для одного из изданий (Диэло — "Поющие трубы").
  2. Устоявшееся название в квадратных скобках для безымянных альбомов (Голос юности — "Голос юности [Когда плачет небо]").
  3. Название безымянных альбомов "как есть" ("Эдит Пиаф", "Поёт Эдит Пиаф"), если у исполнителя нет других пластинок с таким же названием.
  4. Имена композиторов, чьи произведения представлены на пластинке (для классической музыки).
  5. Указание первой композиции в квадратных скобках в тех случаях, когда у исполнителя более одной безымянной пластинки.
Название композиции — композиции указаны с приоритетом того, что записано на пластинке (иногда записано не то, что заявлено). На русскоязычных страницах даётся название так, как оно указано на пластинке, с приоритетом русскязычной версии. На англоязычных страницах название композиции даётся в следующем порядке по убыванию приоритета:
  1. При возможности — название на английском языке так, как оно дано на одном из изданий пластинки.
  2. При возможности — название на языке оригинала, если он - не Английский.
  3. Вольный перевод на Английский.
Полнота информации, ошибки — материалы сайта не являются полными, а дискографии — завершёнными. Не упомянутые на сайте персоны или коллективы отсутствуют по единственной причине — сил/средств создателя сайта пока не хватило на это. Ошибки и неточности исправляются по мере их обнаружения.